Оздоровление детей в ДОУ 48 "Светлячок"



“Берегите здоровье смолоду” - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными -  задача каждого ДОУ.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание о каких-то  действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание. Разнообразные формы работы с детьми дошкольного возраста ценны тем. что создают условия для эмоционально-психологического благополучия, так как оказывают большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создают определенный духовный настрой, побуждают интерес к самовыражению, способствуют не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияют на детскую психику.

Использование музыки в физкультурной деятельности делает ее увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движение детей и облегчает в ряде случаев их усвоение. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует развитию их точности, координированности. При проведении спортивных праздников, организации досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект - отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, подгоняя их такими словами, как “быстрее, скорее, поторопись” или “живее, не туда” и т.д.., т.к. дети без суеты, спокойно и уверенно выполняют задания. В данном курсе представлена система спортивных праздников, досугов, развлечений, которые разделены по временным отрезкам: зима; весна; лето; осень.
Динамика здоровья детей

Методы отслеживания: медицинская диагностика - адаптация выпускников ДОУ к школе и
профилактические осмотры бригадам медиков.

Методы отслеживания: наблюдение педагогов, психологов и школы в адаптационный период, анкетирование родителей.

Особое внимание в ДОУ 48 уделяется физкультурным занятиям как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. Системная работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, физкультурные занятия с включением компонента корректирующих упражнений с целью лечения нарушений осанки. Прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, досуги помогают решению оздоровления детей. В течение дня дети имеют возможность несколько раз позаниматься на спортивных комплексах.

Большое внимание коллектив ДОУ 48 уделяет закаливающим процедурам, т.к. закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 

Состояние здоровья детей в ДОУ 48.

№ п/п

Наименование

Год

Год

Год

1

Группы здоровья
количество детей

2009

2010

2011

2

I гр (здоровые дети)

85

74

97

3

II гр (имеющие отклонения по состоянию здоровья)

198

217

240

4

III гр (имеющие хронические заболевания)

15

9

13






 

 

Формы и методы оздоровления детей

Формы и методы

Содержание

Контингент, детей

1

Обеспечение здорового ритма жизни

-щадящий режим (адаптационный период);

-гибкий режим;

-организация микроклимата и стиля жизни группы

Все группы

2

Физические упражнения

-утренняя гимнастика;

-физкультурно-оздоровительные занятия;

-подвижные и динамичные игры;

-профилактическая гимнастика

(дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение);

-спортивные игры;

Все группы

3

Гигиенические и водные процедуры

-умывание;

-мытье рук;

-игры с водой;

-обеспечение чистоты среды.

Все группы

4

Свето-воздушные ванны

-проветривание помещений (в том числе сквозное);

-сон при открытых фрамугах;

-прогулки на свежем воздухе (в том числе “комнатные”);

-обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

Все группы

5

Активный отдых

-развлечения, праздники;

-игры-забавы;

-дни здоровья;

-каникулы

Все группы

6

Диетотерапия

-рациональное питание

Все группы

7

Музыкотерапия

-муз сопровождение режимных моментов;

- музоформление фона занятий;

- музотеатральная деятельность.

Все группы

8

Аутотренинг и психогимнастика

-игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;

-игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний;

-коррекция поведения;

-учебная гимнастика

Все группы

9

Спецзакаливание

-плавание;

-дыхательная гимнастика;

-контрастное обливание

Все группы

10

Пропаганда ЗОЖ

-курс бесед;

-спецзанятия (ОБЖ)

Средняя, старшая подготовительная

Контрастное воздушное закаливание

Характер действия

Метод

Методика

Противопоказания

Воздух (температурное воздействие на организм)

Утренняя гимнастика

Проведение на свежем воздухе в облегченной одежде.

Медицинский отвод после болезни

 

Прогулка

Прогулки на свежем воздухе в любую погоду в одежде по сезону.

-

 

Сон без маек при открытых фрамугах

Учитывать физическое и соматическое состояние ребенка, не допускать сквозного потока холодного воздуха.

Температура воздуха в спальне ниже 24° С

 

Воздушные

контрастные

ванны.

Гимнастика

после сна.

Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате).

Использование “дорожек здоровья” (ребристая доска, сухая и мокрая дорожка, массажные коврики). 1 раз в 2 недели, по назначению врача.

Температура воздуха ниже нормы.

Наличие противопоказаний

 

Хождение босиком

Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья

Температура воздуха ниже нормы.

Наличие медицинских отводов

Вода (температурные и механические раздражающие воздействия на кожу, органы обоняния, дыхательную систему)

Обширное умывание

Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку, и умыванию лица. Процедура проводится 1 раз после сна.

Температура воздуха ниже нормы.

Наличие медицинских отводов

Солнце (общее температурное воздействие на организм)

Прогулка.

Солнечные ванны.

Свето-воздушные ванны

Использование ослабленного влияния атмосферы (раннее утро, после полудня). Проведение солнечных ванн в облачные дни.

Использование отраженных лучей (в тени).

Изменение площади открытой поверхности кожи подбором одежды.

Изменение продолжительности Процедуры.

Лихорадочные состояния, последствия глубокой недоношенности, хронические заболевания, температура свыше 30°С

 

Прогулка

Прогулки на свежем воздухе в любую погоду в одежде по сезону.

-

 

Сон без маек при открытых фрамугах

Учитывать физическое и соматическое состояние ребенка, не допускать сквозного потока холодного воздуха.

Температура воздуха в спальне ниже 24° С

 Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление организма и развитие движений детей, помимо укрепления и развития опорно-двигательного аппарата ребенка, вызывает улучшение кровообращения, углубляет дыхание и улучшает вентиляцию легких, повышает пищеварительные и выделительные функции, улучшает обмен веществ. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.

Медицинское обслуживание детей в нашем ДОУ осуществляется врачом-педиатром и медицинскими сестрами. В ДОУ имеется медицинский кабинет, изолятор. Используется для оздоровления детей бактерицидные облучатели для очищения воздуха, проводятся закаливающие процедуры, коррекционная гимнастика.

Общее санитарно-гигиеническое состояние ДОУ соответствует требованиям Роспотребнадзора: питьевой, световой и воздушный режимы поддерживаются в норме.

Одним из основных направлений в деятельности ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Коллектив совершенствует оздоровительно-физкультурные мероприятия в системе работы ДОУ по охране и укреплению здоровья детей.

Используется мониторинг состояния здоровья вновь поступивших воспитанников. В целях сокращения сроков адаптации и уменьшения отрицательных проявлений у детей при поступлении их в ДОУ осуществляется четкая организация медико-педагогического обслуживания в соответствии с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей детей.