Использование компьютерных игр в коррекционно-логопедической работе.


Можно сколько угодно спорить о пользе или вреде компьютерных игр, но несомненным остается тот факт, что дети обожают играть в них. Вопрос только в том, что именно даст ребёнку та или иная игра. Поэтому педагоги и родители должны осознанно подходить к подбору компьютерных игр, в которые играет их ребёнок.
За последнее время компьютерный рынок пополнился многообразными развивающими играми для детей.  Большая  часть игр направлена на развитие таких психических процессов, как памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, развития зрительно-моторной координации. А, как известно,  данные  психические процессы являются психологической базой для развития речи, поэтому эти игры с успехом можно применять в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.  Их применение является чрезвычайно  эффективным, поскольку сочетает безграничные возможности виртуальной реальности с высокой мотивацией детей. Даже самая обыкновенная и привычная деятельность на мониторе компьютера воспринимается совсем по-иному.
В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.  Компьютер  очень  «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет пока он  сам  исправит   их.
Во время логопедических занятий с использованием компьютерной программы у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.
Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность. Глядя на экран монитора, ребёнок сам видит результат своей работы. У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением. Он учится с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять своё произношение с эталоном.
Предлагаем вам описание, анализ некоторых игр, используемых нами в коррекционной работе.
1. Специализированная компьютерная программа «Учимся говорить правильно» представляет собой серию упражнений, направленных на развитие и коррекцию фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, упражнения для развития связной речи.
2. С помощью программы «Баба Яга учится читать» дети легко и естественно приобщаются к чтению: изучают буквы, составляют из букв слоги, запоминают написание букв, различают правильно и  зеркально написанные буквы, работают с деформированным словом, составляют слова из предложенного набора букв. Она эффективна как для профилактики дислексии (специфическое нарушение процесса чтения), так и для обучения чтению.
3. Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»  предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего  дошкольного и младшего школьного возраста.   Она позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу. Компьютерна технология «Игры для Тигры» предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – «Звукопризношение», «Просодика», «Лексика», «Фонематика», использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:
- звукопризношение;
- просодические компоненты устной речи;
- фонематический слух и восприятие;
- Фонематический анализ и синтез;
- лексико-грамматического строя речи;
- коммуникативные навыки;

Использование компьютерных игр в коррекционно-логопедической работе.

Можно сколько угодно спорить о пользе или вреде компьютерных игр, но несомненным остается тот факт, что дети обожают играть в них. Вопрос только в том, что именно даст ребёнку та или иная игра. Поэтому педагоги и родители должны осознанно подходить к подбору компьютерных игр, в которые играет их ребёнок.
За последнее время компьютерный рынок пополнился многообразными развивающими играми для детей.  Большая  часть игр направлена на развитие таких психических процессов, как памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, развития зрительно-моторной координации. А, как известно,  данные  психические процессы являются психологической базой для развития речи, поэтому эти игры с успехом можно применять в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.  Их применение является чрезвычайно  эффективным, поскольку сочетает безграничные возможности виртуальной реальности с высокой мотивацией детей. Даже самая обыкновенная и привычная деятельность на мониторе компьютера воспринимается совсем по-иному.
В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.  Компьютер  очень  «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет пока он  сам  исправит   их.
Во время логопедических занятий с использованием компьютерной программы у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.
Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность. Глядя на экран монитора, ребёнок сам видит результат своей работы. У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением. Он учится с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять своё произношение с эталоном.
Предлагаем вам описание, анализ некоторых игр, используемых нами в коррекционной работе.
1. Специализированная компьютерная программа «Учимся говорить правильно» представляет собой серию упражнений, направленных на развитие и коррекцию фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, упражнения для развития связной речи.
2. С помощью программы «Баба Яга учится читать» дети легко и естественно приобщаются к чтению: изучают буквы, составляют из букв слоги, запоминают написание букв, различают правильно и  зеркально написанные буквы, работают с деформированным словом, составляют слова из предложенного набора букв. Она эффективна как для профилактики дислексии (специфическое нарушение процесса чтения), так и для обучения чтению.
3. Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»  предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего  дошкольного и младшего школьного возраста.   Она позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу. Компьютерна технология «Игры для Тигры» предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – «Звукопризношение», «Просодика», «Лексика», «Фонематика», использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:
- звукопризношение;
- просодические компоненты устной речи;
- фонематический слух и восприятие;
- Фонематический анализ и синтез;
- лексико-грамматического строя речи;
- коммуникативные навыки;
- артикуляционная моторика;
- мелкая моторика (работа с мышью, клавиатурой);
- слуховое и зрительное восприятие;
- внимание;
- словесно-логическое мышление.
     4.  Компьютерная программа «Учимся читать!»  содержит богатый материал, который можно применять для коррекции отдельных сторон психической деятельности: для развития зрительного и пространственного восприятия, мышления, памяти и внимания, временных и фонетико-фонематических представлений. Дети знакомятся с алфавитом, учатся распознавать заданные буквы, составлять слова и предложения, соотносить прочитанное слово с картинкой и его значением. При этом у детей развивается фонематический слух, память, речь, Дети учатся правильно говорить, писать и читать. Эта компьютерная программа «открытого» типа, предназначенная для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития. Она являются инструментами для творчества, для самовыражения ребёнка.
     Упражнения программ содержат задания различной сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.
    Каждое занятие мы стараемся строить в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, учитывать тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяется строго индивидуально для каждого ребенка.
    Занятия с использованием компьютеров для детей 5—7 лет проводятся не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю: в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводится гим­настика для глаз.
В связи с тем, что непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях
- для детей 5 лет не должна превышать 10 минут
- для детей 6—7 лет — 15 минут
для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокра­щена:
- для детей 5 лет до 7 минут,
для детей 6 лет — до 10 минут, мы считаем оптимальным проведение компьютерных игр с детьми в качестве   одного из этапов занятия. В каждом индивидуальном случае (в зависимости от  темы занятия, особенностей мотивации и работоспособности ребенка) можно варьировать место игр в структуре занятия. Возможно, это будет заключительная часть занятия, и в этом случае возможность поиграть будет для ребёнка своего рода «вознаграждением» за активную работу на занятии. А для некоторых  детей можно включить игровой момент в начале занятия с целью заинтересовать, привлечь внимание, усилить мотивацию к работе. Таким образом, использование компьютерных игр может стать ярким дополнением  к традиционным методам коррекционной работы.


- артикуляционная моторика;
- мелкая моторика (работа с мышью, клавиатурой);
- слуховое и зрительное восприятие;
- внимание;
- словесно-логическое мышление.
     4.  Компьютерная программа «Учимся читать!»  содержит богатый материал, который можно применять для коррекции отдельных сторон психической деятельности: для развития зрительного и пространственного восприятия, мышления, памяти и внимания, временных и фонетико-фонематических представлений. Дети знакомятся с алфавитом, учатся распознавать заданные буквы, составлять слова и предложения, соотносить прочитанное слово с картинкой и его значением. При этом у детей развивается фонематический слух, память, речь, Дети учатся правильно говорить, писать и читать. Эта компьютерная программа «открытого» типа, предназначенная для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития. Она являются инструментами для творчества, для самовыражения ребёнка.
     Упражнения программ содержат задания различной сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.
    Каждое занятие мы стараемся строить в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, учитывать тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяется строго индивидуально для каждого ребенка.
    Занятия с использованием компьютеров для детей 5—7 лет проводятся не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю: в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводится гим­настика для глаз.
В связи с тем, что непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях
- для детей 5 лет не должна превышать 10 минут
- для детей 6—7 лет — 15 минут
для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокра­щена:
- для детей 5 лет до 7 минут,
для детей 6 лет — до 10 минут, мы считаем оптимальным проведение компьютерных игр с детьми в качестве   одного из этапов занятия. В каждом индивидуальном случае (в зависимости от  темы занятия, особенностей мотивации и работоспособности ребенка) можно варьировать место игр в структуре занятия. Возможно, это будет заключительная часть занятия, и в этом случае возможность поиграть будет для ребёнка своего рода «вознаграждением» за активную работу на занятии. А для некоторых  детей можно включить игровой момент в начале занятия с целью заинтересовать, привлечь внимание, усилить мотивацию к работе. Таким образом, использование компьютерных игр может стать ярким дополнением  к традиционным методам коррекционной работы.

Powered by JBoss Portal